Почти каждую неделю в ленте
новостей украинцам сообщают о массовых отравлениях детей в детсадах и школах.
За последние полгода количество сообщений об угрозах для здоровья стремительно
увеличилось: как правило, речь идет о некачественной еде от частных поставщиков.
Так, на днях в Киеве
отравились 11 детей, посещавших детсад №131. Восемь из них были
госпитализированы с подозрением на сальмонеллез. Предварительной причиной может
быть несоблюдение санитарных норм в самом детском саду или некачественная пища.
В конце сентября в
Хмельницкой области госпитализировали 9 школьников с предварительным диагнозом
«гастроэнтероколит». В июне в Волновахе (Донецкая область) были
госпитализированы девять детей, которые ходили в один детсад, с подозрением на
отравление. Диагноз – сальмонеллез. В марте шестеро детей (пятеро из ясельной
группы и один воспитанник со средней) попали в больницу из-за ротавирусной
инфекции в Запорожской области. В феврале этого года из-за вспышки острой
кишечной инфекции в больницы обратились 42 школьника сразу трех учебных
заведений столицы. Результаты проверки выявили нарушения в соблюдении
санитарного законодательства одним из предприятий-поставщиков продуктов: были
грубо нарушены условия хранения продуктов.
Трагедия, которая произошла
в детском лагере отдыха «Виктория» в середине сентября и унесла жизни трех
детей, является следствием не только халатности и чиновничьей халатности, но и
имеет еще одну общую черту с примерами отравлений во многих учебных заведениях
по всей Украине. После введения моратория на проверки бизнеса многие из
предпринимателей просто перестали ответственно относиться к качеству своей
продукции. Особенно, если речь идет о так называемом «освоении государственных
средств», когда тендеры часто выигрывают фирмы или подрядчики, которые заранее
знают о лояльности со стороны чиновников. Даже введение системы ProZorro не
гарантирует качественных услуг от подрядчиков.
Именно поэтому проверки
происходят постфактум – уже после того, как трагедия или инцидент, из-за
которого пострадали люди, уже произошли. В ходе проверок выявляют массовые
нарушения. Предприниматели также сетуют: учитывая условия ведения бизнеса в
Украине, экономить приходится на всем. Неудивительно, что некоторые из них
могут просто не заметить предела, когда процесс зарабатывания денег
превращается в угрозы здоровью и жизни граждан-потребителей.
Ключевой вопрос: кто больше
должен взять на себя ответственность за соблюдение качества в ведении
предпринимательской деятельности – бизнес или государство?
Упрощение или ограничения?
В начале ноября 2016 года Верховная Рада приняла в целом законопроект, предусматривающий продление моратория на проведение проверок бизнеса до 31 декабря 2017 года. Мораторий
действует еще с 2014 года: фактически, были существенно ограничены внеплановые
проверки, а о плановых предпринимателей предупреждают заранее.
По замыслу правительства
такой шаг должен облегчить участь бизнеса и существенно снизить коррупционную
составляющую. Это и стало одним из первых шагов к процессу дерегуляции
предпринимательской деятельности – сокращению государственного регулирования в
определенной сфере. Ведь развивать бизнес сложно, когда происходят постоянные
налоговые, пожарные, санитарно-эпидемиологические и архитектурно-строительные
проверки. И часто они и не происходили как положено, а просто становились
поводом для вымогательства взяток от предпринимателей.
И Кабмин, и президент
заявляют о приверженности идеи дерегуляции и не собираются препятствовать этому
процессу. Так, по мнению главы государства, именно этот процесс является
залогом привлечения дополнительных инвестиций из-за рубежа. «Значительно
упрощена процедура открытия бизнеса: на 40% сокращено количество документов,
которые необходимо подать, и количество времени, которое надо потратить для
того, чтобы открыть бизнес в Украине. Сокращено со 143 до 84 количество
разрешений. Это нашло свое отражение в рейтинге Doing Business, где Украина
значительно улучшила свои показатели», – отметил Петр Порошенко еще в августе
прошлого года.
Однако, несмотря на то, что
позиции в международных рейтингах в 2015-м действительно улучшились, Украина
два года подряд топчется на месте. Согласно упомянутому выше рейтингу Doing
Business, в 2017-м Украина заняла 80-е место среди 190 стран, а в 2016-м
занимала 81-е место среди 189 стран.
Премьер-министр Владимир
Гройсман высказал еще более оптимистичный сценарий. Мол, продолжив процесс
дерегуляции, Украина уже в следующем году сможет улучшить свои позиции сразу на
40 пунктов! «Правительство за последние полгода провело ряд важных мер по
дерегуляции, и мы направили в парламент четыре новых законопроекта, которые
позволят Украине после их принятия и имплементации попасть в рейтинг топ-40
Doing Business», - подчеркнул он в сентябре этого года. Но действительно ли
мораторий на проверки бизнеса имеет такой положительный эффект, на котором
отмечают чиновники?
Тяжелые будни
предпринимателей
Почти 3 года действия
моратория тектонических изменений в ведении бизнеса, по мнению самих
предпринимателей, не произошло. До сих пор высокими остаются коррупционные
риски, есть проблемы с капитализацией и расширением бизнеса, тратится много
времени и денег на получение разрешительных документов и лицензий, остается
обременительным налоговое администрирование и бухучет.
Все эти нерешенные проблемы
накапливаются и непосредственно влияют на экономику. Показатель уровня ВВП
Украины в 2016 и 2017 годах показывает рост в среднем на 1,5-2%. В проекте
государственного бюджета на 2018-й правительство заложило более оптимистичную
цифру в 3% по итогам года.
Опросы среди представителей
малого и среднего бизнеса зафиксировали, что основные проблемы
предпринимателей, по сути, никуда не исчезли. И мораторий должен был выполнить
функцию подготовительного этапа для проведения настоящей дерегуляции. Так, по
результатам ежегодного исследования Института экономических исследований в
рамках программы USAID «Лидерство в экономическом управление» (данные за 2016
год), предприниматели до сих пор тратят много времени для прохождения плановых
проверок, получения разрешений и лицензий. Среди опрошенных представителей 1800
малых и средних украинских предприятий 23% отметили, что среди препятствий
ведения бизнеса до сих пор распространено высокое регуляторное давление.
Столько же респондентов сталкиваются с проявлениями коррупции, 26% – жалуются
на частые изменения экономического законодательства, 27% – не удовлетворены
обременительным администрированием бизнеса, 35% считают, что в Украине до сих
пор высокие ставки налогообложения.
Интересно, что несмотря на
действие моратория, 49% опрошенных бизнесменов отмечали, что к ним приходили с
проверками представители контролирующих органов – пожарная охрана, налоговая
инспекция, санитарно-эпидемиологическая служба.
Типичный пример
Типичный пример
Тем не менее, кроме недостатков
слабой дерегуляции, большая часть малого и среднего бизнеса считают основными
препятствиями для ведения бизнеса нестабильную политическую ситуацию и низкий спрос
на свои услуги/продукцию.
Спасти
дерегуляцию
Очевидно, что продление
моратория на плановые проверки не решает всех проблем с государственным
надзором. Так, бизнес чувствует себя свободнее, но общая ситуация в экономике
на фоне отсутствия эффективного государственного контроля часто приводит к
ухудшению качества предоставления услуг, что впоследствии может привести к
высоким рискам для здоровья и жизни граждан.
Для изменений в процессе
дерегуляции стоит обратить внимание не только на вопрос уменьшения проверок,
ставок налогообложения, но и на ряд других реформ. Как показывает практика
голосования в парламенте, когда достигнут консенсус в определенных
принципиальных вопросах, где есть интересы крупного бизнеса, дерегуляция
происходит быстро и без особых дискуссий. Так, например, еще в марте 2015 года
был принят законопроект №0943 «О лицензировании определенных видов
хозяйственной деятельности», которым было значительно сокращено количество
унифицированных процедур получения и лишения лицензий.
В предыдущем созыве
Верховной Рады народные депутаты достигли согласия по поводу отмены
лицензирования 23 видов хозяйственной деятельности из 66. В частности,
освобождались от лицензирования процессы, связанные с поиском и разведкой
полезных ископаемых, добычей полезных ископаемых из месторождений, имеющих
общегосударственное значение и включенных в государственный фонд месторождений
полезных ископаемых, а также производство и прокат металлов и драгоценных
камней, проведение геодезических и картографических работ. То есть это те сферы
предпринимательской деятельности, которыми занимается именно крупный бизнес.
А вот дерегулировать условия
ведения бизнеса для малого и среднего класса предпринимателей народным
депутатам почему-то так быстро не удается. Интересно, что предложения
кардинально изменить правила игры для бизнеса неоднократно звучали в стенах уже
нового парламента с начала 2015 года. Более того, даже были зарегистрированы
соответствующие законопроекты. Например, в проекте закона №1069 «Об изменении
системы регулирования экономики» отмечалась необходимость снять все технические
регуляторные ограничения для ведения бизнеса. Однако документ был отклонен
профильным комитетом и снят с рассмотрения.